«Очень трудно подобрать качественный теоретический материал». Как воскресные школы Норильской епархии выживали в самоизоляции

В Норильской епархии с 27 марта, в связи с пандемией, был объявлен режим самоизоляции. Работа в Воскресных школах приостановилась. Но дни Страстной и Пасхальной седмиц были важны детям. Поэтому, по благословению епископа Норильского и Туруханского Агафангела, сразу было принято решение продолжить занятия с детьми дистанционно, используя доступные в Заполярье сети WhatsApp и Instagram.

При разработке дистанционных занятий мы сразу столкнулись с проблемами: в ОРОиК нет профессионального оборудования для записи уроков. Практически нет опыта работы в создании роликов и их монтаже. Онлайн-уроки невозможны из-за низкой скорости и перебоев в интернете.

Начали с простого. Решили определится с темами. Ведь каждый класс Воскресной школы шел по своей программе – кто-то изучал Ветхий завет, кто- то Новый, кто-то только азы.

Педагоги Епархиального ОРОиК распланировали занятия Воскресных школ до конца учебного года, учитывая календарь православных праздников. Каждый урок решили составить из двух частей – теории и творческого занятия, связанного с темой урока. Дальше стало легче.

Теоретическую составляющую мы подбирали в YouTube — детские передачи «Купелька», «Православные рассказы», «В гостях у Дуняши». Именно в этих передачах подача и содержание материала максимально соответствовала изучаемым темам. Материал понимали разновозрастные группы детей, включая детей с особенностями восприятия. Кроме того, эти занятия сняты и смонтированы в профессиональной студии, что немаловажно для понимания и усвоения материала детьми.

А вот творческую часть урока мы начали снимать самостоятельно. Хотелось сделать эту часть урока интересной для любого возраста, ведь творчество так важно в развитии детей. Кроме того, через выполнение практической работы происходит закрепление теоретического материала, поскольку работают зрительная, слуховая и тактильная память ребенка.

Благо, опыт в создании таких роликов у нас уже был. При планировании творческого занятия мы учитывали доступность используемых материалов. Каждый наш ролик предполагает совместную деятельность родителей и ребенка. Просматривая видео, родители понимают, какие материалы необходимы и в какой последовательности выполнять работу. По окончании занятий мамы с гордостью обменивались фотографиями работ в группах Воскресных школ через WhatsApp и выкладывали в Instagram.

К праздничным дням Святой Пасхи воспитанники воскресных школ прислали свои видео со стихами, которые были объединены в поздравительные Пасхальные ролики. Их можно и сейчас посмотреть в Instagram.

Для более тесной обратной связи с семьями воспитанников конкурс «Пасхальный перезвон» был переформатирован в дистанционный. Дети в электронном виде присылали фото выполненных работ. Нам пришлось научиться видеть старание ребенка и красоту работы на экране монитора. Победителями в различных номинациях стали 75 детей из Норильской епархии.

День Победы был отмечен несколькими нашими роликами, выставленными в сети интернет. Один из них — «Подаренный мир», где представлены фото наших концертов и фестивалей, установки памятного креста, фото с раскопок поискового отряда норильчан, работа с детьми в Духовно-просветительском центре и Воскресных школах. Следующий ролик — «Бессмертный полк», где собраны фото детей с портретами прадедов-героев. В ролике «Вечная память» передавался огонь свечи, зажженной у Вечного огня на канун храма.

На сегодняшний день мы апробируем еще один дистанционный конкурс «Родная буквица», посвященный Дню славянской письменности и культуры. Мы ждем от участников стихотворение о родной речи, языке, любимой букве. А также первую букву имени ребенка, выполненную в любой технике: аппликация, ткань, тесто. Наградой в таком конкурсе будет электронный Диплом.

Для нас, педагогов, работы прибавилось. Очень трудно подобрать качественный теоретический материал. Приходиться «зависать» часами в интернете, отсматривая множество программ и видео с соответствующим названием. Дистанционная форма работы неприемлема для детей с ограниченными возможностями здоровья, в частности для детей с расстройством аутистического спектра. Таким детям для восприятия материала необходим прямой непосредственный визуальный контакт с педагогом и индивидуальный подход.

В процессе дистанционного образования мы оказались ограничены в темах уроков и вынуждены были предложить детям однотипную подачу материала. Проявилась невозможность экскурсий, работы воспитанников в группах, нет живого обсуждения проблемы, возникла сложность понимания усвоения ребенком полученной информации.

Кроме того, все родители отмечают нехватку живого общения с педагогами. Причем это оказалось необходимым не только детям, но и родителям. И это не самое главное. Главное то, что мы сами, педагоги, очень скучаем по нашим воспитанникам, их мамам, папам, бабушкам и дедушкам.

Вывод может быть только один – дистанционное образование может применяться только в исключительном случае. Воскресная школа должна работать только очно.

Татьяна Пучканева, руководитель отдела религиозного образования и катехизации Норильской епархии

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *